Ползавчера установил у себя оба варианта Казаков и два вечера их гонял.
Ниже кратко опишу оба варианта Казаков для тех кто не знаком "лично". Что касается мода от Бэддога - очнь интересно, что выранен баланс некоторых наций. Венеция, например, получила крутого мушкетёра 17 века, хотя он и дороговат, но зато без прокачки в академии лупит 30 и строится достаточно быстро. Интересно что появились орудия береговой обороны, который вполне способны бороться с небольшим флотом. Много и других изменений.
Мод "Империя" это можно сказать полностью перерботаные Казаки, где есть как достоинства, так и недостатки. Главные достоинства - точность настроек игры: можно играть без рынка, без дипа, без всего арта или только без многосволок. Еще интересно, что подразделения получившие боевой опыт становятся едва ли не вдвое сильнее. Скорость движения отряда зависит от типа построения - это действительно близко к реалиям войны. Каре двигается очень медленно, но зато большой бонус защиты.
После перехода в 18 век появляются новые апгрейды в академии. Можно строить брокгаузы и смотровые башни - весьма полезные в обороне - они полноценная замена стрелкам. В имперской эпохе появились наконец солдаты способные возводить стены и башни - сапёры.
Очень интересно, что появился такой тип противника как "селения". Это не полноценные нации, а племена строящие только дома, городской центр, мельницу и кузницу, но способные противостоять небольшим отрядам. Некоторые селения способны строить башни. Вокруг селений есть тот же набор шахт что и вокруг полноценной нации, но они их не занимают, а как бы "охраняют".
Однин из важнейших моментов в игре - смена союзов. Если эта опция включена, то можно завоевать соседа и после того как он оправится от поражения он станет воевать на твоей стороне. Можно не превращать его в союзника о разрушить город, или получить контрибуцию, или нанять рекрутов. В зависимости от обстановки это достаточно интересная опция.
Из недостатков можно отметить - крепость позаимствованная из "Завоевания Америки" вообще чисто бутафорское явление которое вообще нафиг не нужно. Узла обороны из неё не получается - отстреливается только пушками, ружейного огня нет.
Штурм зданий в Империи невозможен, хотя напрашивается сам собой.
Одно из главных моментов - если играть начиная с 17 века, то дожить до имперского периода невозможно даже на очень большой карте. Скучно становится. Гораздо проще и быстрее замочить всех соседей ещё в 18 веке.
Но самый главный недостаток - стрелковые юниты сделали безнадёжно косыми. Толпа стрелков не способна перебить небольшой горстки пикинёров, хотя сила выстрела у большинства юнитов зашкаливает за 100. Смысла строить стрелков вообще не стало.
Можно было бы понять если бы это была базовая меткость, которую можно было бы прокачивать, но эта не предусмотрено.
Снайперов как класса нет, и перестрелять офицеров попросту нереально. Юниты империи стреляют чуть получше, но есть кое-какие приколы: как-то 160 имперских драгун начали перестрелку несколькими разномастными отрядами противника. Минуты три перстреливались. Результат - потерь нет, со стороны врага убиты все юниты 17 и 18 веков, а горстка вражеских имперских драгун как стояла так и стоит - только порох тратит.
Главный вопрос - есть ли среди нас те, кто хочет и может играть в эти версии, и есть ли в этом смысл?
С одной стороны они редко у кого установлены на GS. Но в то же время я думаю, что многие не прочь были бы немного разнообразить классическую схему Казаков. В Империи же вообще можно выбирать сразу между несколькими стратегиями развития - раш, победа в 18 веке, победа в начале имперской эпохи, долговременная позиционная война.